вторник, 7 сентября 2010 г.

За рулем

Всю жизнь, а точнее с 4 лет и до 11 класса я катал на велосипеде. За это время многое что со мной случалось: то под мотоцикл залечу, то с машиной в лоб сойдусь (не по моей вине, выскакивали из за угла дома, а так как я медленно никогда не ездил, и тормоза были чуть более чем совсем отсутствующие), то разгонюсь, встану на дыбы, и на полном ходу потеряю переднее колесо. Да, такая уж была техника у нас: «школьники», «салюты», «орлята», «уралы», годов так 70х, и доставались они по наследству. Камеры нельзя назвать камерами, в них родная резина вся была покрыта заплатами, а восьмерки на колесах выправлялись кувалдой, так как просто не было новых.
Лет с 6ти ездил у деда на коленях за Жигулями, с такого же возраста с ним же на снегоходе Буран.
Первая моя одиночная поездка за рулем ВАЗ 21063, относительно дальняя, через весь поселок, была когда мне было примерно 7-8 лет, еще начальная школа. Я был за рулем один, и ехал от лодочной станции до дома. Было страшновато, так как ноги еле доставали до педалей, но в принципе чувствовал себя довольно уверенно. Трогался с места я уже тогда не плохо, и переключаться умел, задний ход тоже пробовал, так что прямо совсем был крутым водителем. Держал всю дорогу примерно 40-50 км/ч, для тех дорог эта скорость довольно приличная, выше редко кто разгонялся в виду дорожного полотна имени японца Тояма Токанава. Хотя, как говорил коллега моего деда, «какая ж это блять яма, если дно видно!».
Классе во втором, мне и друзьям уже разрешали ездить на снегоходе Буран. Тяжелый снегоход для тайги. Заводить его мы не умели (вернее умели, но сил не хватало), поэтому самое страшное для нас – это заглохнуть. Катали мы и по поселку, и во дворе. Боявшись заглохнуть, медленно, естественно, не ездили. На буране есть один рычаг, у которого только три положения: Вперед, нейтраль и задний ход. Для переключения передач надо было выжать сцепление. Это обычно делалось двумя руками, причем часто на ходу, что не способствовало и без того отсутствующей безопасности.
Когда ехали кататься, сзади цепляли веревку, а которую привязывали колонну санок. За руль бурана садились по очереди, и отрывались на сзади едущих саночниках по полной программе. То с разгону через канаву (буран то как танк, а вот саночники летали как консервные банки, привязанные за хвост кота).
Силенок не хватало, и периодические невхождения в повороты были обычным делом. Усугубляло ситуацию полное отсутствие тормозов на буране. Разогнаться – легко, а вот остановиться… Такое сочетание отсутствие тормозов и отсутствие сил порой приводило к не самым хорошим результатам: то калитку с корнем сшибем при заезде во двор, то теплицу разнесем. Но это все было зимой.
А летом… а летом велосипед. Мопед «Карпаты», который в принципе ни у кого никогда не заводился, и приходилось его заводить «с толкача». На нейтрали разгоняешь мопед, прыгаешь на него, и пока летишь – надо успеть включить вторую передачу. Да, на таких вот чудах мы ездили. Порой завидуешь современным детям, мопеды заводятся, да даже то что они вообще ездят – это удивительно. Не надо неделями в гараже собирать его, и выменивать звездочки для коробки передач, не надо перебивать цепь… с другой стороны в этом и была вся романтика.
Лет с 12 уже были мотоциклы. От «Минска» и «Восхода» до «Урала». Какое то время я был счастливым обладателем мотоцикла «Иж Юпитер - 4». С боковым прицепом. Боковой прицеп был приспособлен под перевозку досок. То есть с него было снято все лишнее, был плоским, и соответственно очень легким. При правом повороте стоит немного не рассчитать скорость, и ты лежишь в канаве, накрытый этим прицепом. Ездить по дорогам в виде буквы V, с оторванным на приличную высоту от дороги прицепом, было довольно круто. Хоть и многие падали, и улетали куда не попадя.
Прав, само собой, не было, и нас с завидной регулярностью пытались поймать ГАИшники. Было довольно забавно, когда милицейский УАЗ типа «бобик» (который джип), гонится за мелким мотоциклистом. Чтобы не поймали, надо было попасть во двор, поставить мотоцикл и убежать. Заезд во двор всегда в таких случаях происходил сходу, перед калиткой газ на полную, чтобы в случае чего замок сорвать, заехать, и бегом по огородам. Меня не так часто гоняли, я ездил всегда в гермаке (шлем со стеклом, это важное отличие от наиболее популярного шлема, который был в мультике «Ну погоди!»). хотя все же были приводы в милицию, попадался: бензин кончился (а бензин был в дефиците, его сливали даже и из милицейских уазиков, и делились между собой не литрами, а стаканами бензина), я заглох. Впрочем, мне этот шлем вполне себе спас голову: Вполне себе стандартная ситуация, едут школьники на рыбалку на трех-четырех мотоциклах, и на каждом из них по 3-4 человека (на моем одновременно могло ехать и 10, но в этот раз только двое). Дорога узкая и засыпана углем. С одной стороны обрыв, с другой какие то непонятные кучи. В какой то момент под мотоциклом просто осыпается этот уголь, и мотоцикл летит в приличный обрыв. Затормозил об дерево, немного не доехав ручья. Вот об это дерево затормозил не только мотоцикл, но и я.
Покатушки со скоростью около 100 км/ч и выше по гравийной дороге, с интервалом между рулями мотоциклов около 10-20 см было обычным делом (страшно представить, что бы было, если б зацепились). Пересадка пассажиров на полном ходу – тоже ничего особенного. Да много чего веселого было, всю жизнь был таким вот распиздяем.
Вот так мы и жили.

Комментариев нет: